ЦБ: о новых способах мошенничества и мерах по защите граждан - Fuzzy Logic Labs

ЦБ: о новых способах мошенничества и мерах по защите граждан

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin

Зампред ЦБ Герман Зубарев в своем интервью Известиям рассказал о новых трендах мошенничества и способах борьбы с ними в рамках законодательных норм.

Новые тренды мошенничества, озвученные ЦБ:

  • Мошенничество с QR-кодами: в общественных местах мошенники размещают коды, при переходе по которым гражданам обещают соцвыплаты. Когда человек сканирует QR-код, он попадает в чат-бот в мессенджере. Далее выясняется, что ему якобы положена выплата. Далее злоумышленники под предлогом оформления якобы полагающейся выплаты запрашивают у человека личные и финансовые сведения.
  • Мошеннические звонки через мессенджеры – “восходящий” тренд. В этом случае контроль со стороны операторов связи не работает, так как звонок идет через интернет-линию. Очень высок уровень анонимности звонящего, поэтому привлечь его к ответственности крайне сложно.
  • Не смотря на популярность мессенджеров, основным мошенническим каналом по-прежнему остается телефонный звонок.

Например, в 2022 году, по предварительным данным, было инициирована блокировка более 750 тыс. номеров, что в четыре с лишним раза превышает данные за предыдущий год.

О способах борьбы с мошенничеством и возврате средств:

  • Инициатива предусматривает, что если банк — отправитель платежа получил от ЦБ информацию из базы о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он обязан будет вернуть клиенту похищенные средства в полном объеме в течение 30 дней.
  • Борьба с “дропперами”: информация о дропперском счете появляется в “базе дропперов”, когда пострадавший обратился в свой банк с заявлением о хищении денег, банк проверил информацию и направил ее в ФинЦЕРТ Банка России, на базе которого с участием всех банков проходит информационный обмен, в том числе о подозрительных операциях при денежных переводах. Банки обязаны, в свою очередь, использовать эту информацию в своих антифрод-системах.

Законопроект ЦБ предполагает, что банк должен предпринять все разумные меры по защите клиента. В первую очередь речь идет о «периоде охлаждения».

В то же время банк не вправе ограничить клиента в распоряжении деньгами. И если, несмотря на двухдневный «период охлаждения», на попытки банка разубедить клиента, он всё равно настоял на переводе, тогда банк освобождается от обязанности компенсировать похищенное.

Полный текст интервью читайте на сайте газеты Известия

Похожие статьи